МОУ "Лицей №8"
город Тихвин, Ленинградская область
  • Кибербуллинг в детской среде.

    Автор: МОУ "Лицей №8"
    Создание благоприятных условий для жизни детей, их развития, воспитания и по-лучения образования, наряду с защитой их от насилия и жестокого обращения, является главной задачей социальной государственной политики. Любое насилие в отношении ребенка не имеет оправдания, и любое насилие может быть предупрежде¬но. Однако под-растающее поколение во всем мире сталкивается с насилием в семье, среди сверстников и в образовательных учреждениях.
    Кибербуллинг в детской среде..

    Актуальность проблемы профилактики буллинга, или травли, обусловлена тем, что буллинг может перерасти в моббинг - психологический террор, а тот, в свою очередь, может привести к скулшутингу - вооруженному нападению в учебном учреждении. При-меры, когда подросток берет в руки оружие и стреляет, есть уже и в России.
    Предотвращение случаев буллинга является важной задачей всего общества, по-скольку жестокость по отношению к детям ведет к появлению агрессивного по¬ведения в обществе.
    Ввиду совершенствования современных информационно-коммуникационных тех-нологий проблема проявления общественной травли, в том числе в молодежной среде, обрела новые масштабы. Интенсивное внедрение в нашу повседневную жизнь компьюте-ров, планшетов, смартфонов и других средств коммуникации предоставило почти бес-крайние возможности для проявления девиантного поведения субъектов, предрасполо-женных к каким-либо видам асоциального поведения, главной конфи¬гурацией которого выступает такое явление, как кибербуллинг.
    Кибербуллинг— это различного рода агрессивные и оскорбляющие деяния, кото-рые совершаются в отношении одного или нескольких лиц в виртуальном пространстве (например, в разнообразных мессенджерах, социальных сетях и т.д.).
    К основным признакам буллинга в виртуальной среде можно отнести:
    •    высказывание оскорблений в адрес жертвы публично: в доступных и открытых социальных сетях, форумах и блогах;
    •    распространение информации, оскорбляющей и унижающей честь и достоинство личности (в виде текста, фото или аудиозаписей);
    •    регулярное распространение путем рассылки пострадавшему личных сообще¬ний с угрозами.
    Характерной чертой кибербуллинга является неизвестность лица кибербуллера, что лишь увеличивает уровень социальной угрозы подобного действия, так как злоу¬мышленник, ощущая себя безнаказанным, способен свободно заниматься рассылкой сообщений с угро-зами и оскорблениями в отношении абсолютно неограниченного количества потерпев-ших, не опасаясь при этом, что его личность распознают.
    Почти каждый пятый под¬росток становился жертвой кибербуллинга.
    В настоящее время дела по фактам кибербуллинга в отношении несовершеннолет-них практически не возбуждаются, что, конечно же, не говорит об отсутствии данного явления. Здесь речь скорее может идти о высокой латентности такого вида действий, с учетом того, что потерпевшими от кибербуллинга зачастую становятся подростки и дети, поскольку несовершеннолетние, ввиду их особого психоэмоционального состояния, все-гда наиболее замкнуты по отношению к обществу.
    Во-первых, дети не желают идти на контакт со старшими, они не склонны делить-ся собственными переживаниями и опасениями, по этой причине они просто закрывают-ся в себе с чувством того, что ни один человек не сумеет осознать их волнения и что окружающие осудят, обругают либо осмеют их.
    Во-вторых, усилия находящихся вокруг для вы¬яснения событий, которые происхо-дят с ребенком, воспринимаются детьми как вторжение в их ин¬дивидуальное простран-ство, что только ухудшает обстановку.
    В-третьих, большая часть не достигших совер¬шеннолетия детей просто не знакомы с правилами безопасного поведения в виртуальной среде, и, кроме того, не знают о нали-чии служб доверия, к которым можно обратиться за поддержкой.    
    Проблема распространения кибербуллинга ослож¬няется тем, что правонарушители нередко с целью осуществления собственных агрессивных намерений используют воз-можности социальных сетей, фор¬мируя группы единомышленников, так называемых «троллей», общественных задир и провокаторов, для организации информационных атак в отношении выбранной ими жертвы. В России подобные группы наиболее распростра-нены в одной из самых популяр¬ных на территории нашей страны социальных сетей «ВКонтакте».     
    Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в ст.5.61 предусмотрена административная от¬ветственность за унижение чести и достоин-ства лица, выраженное в неприличной форме (то есть за оскор¬бление), а также в ст. 20.3.1 за возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого досто¬инства. Уголовный кодекс Российской Федерации (да¬лее - УК РФ) включает в себя составы пре-ступлений, имеющих свойства проявления буллинга:
    ст. 110 УК РФ – Доведение до самоубийства;
    ст.110.1 УК РФ - Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства;
    ст. 110.2 УК РФ - Организация деятельности, направленной на побуждение к соверше-нию самоубийства;
    ст. 119 УК РФ – Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью;
    ст.128.1 УК РФ- Клевета.
    Нельзя недооценивать про¬блему кибербуллинга, который несет за собой тяжелые последствия для психики несовершеннолетних. К ним можно при¬числить психологиче-ские травмы, которые имеют все шансы искалечить дальнейшую жизнь детей, а кроме то-го, довести детей и подростков до самоубийства. Также кибербуллинг способен спрово-цировать раз¬витие у потерпевшего качеств буллера, превращение его в агрессора, по-скольку вчерашние потерпевшие могут начать сводить счеты, становясь порой еще боль-шими агрессорами.

                                  Отдел по обеспечению деятельности КДН и ЗП
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике